Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в России имеет ряд особенностей. При этом важный момент – условия их труда, которые должен соблюсти работодатель. В частности, это целая совокупность факторов, которые оказывают влияние на работника с ограничениями по здоровью в процессе трудовой деятельности. Так что со стороны руководителя компании в силу законодательства необходимо организовать процесс работы без нанесения вреда персоналу. Рассказываем, как принять на работу инвалида 2 группы, какие условия потребуется соблюсти, как происходит оформление документов и прочие нюансы.
Как правильно принять на работу инвалида 2 группы
В отличие от третьей группы, для которой ограничения минимальны, граждане с присвоенной второй группой инвалидности имеют гораздо больше ограничений при приеме на работу. Поэтому сам работодатель должен это учесть в первую очередь.
Что касается законодательства, то исходя и ТК РФ формально запрета на прием этой категории не предусмотрено даже на вредных производствах. Поэтому руководствоваться следует ИПР сотрудника, а также СП 2.2.9.2510-09. В них исключается работа лиц с ОВ, если повышена вредность и имеются опасные факторы на производстве.
Поэтому рассмотрим обычные работе условия, и возможность приема на такие должности инвалидов 2 группы. Здесь важно создать необходимые условия со стороны работодателя. Тогда вы сможете свободно принимать на работу эту категорию граждан. В частности можно принимать на такие должности:
- Комплектовщик.
- Вахтер.
- Массажист.
- Оператор кол-центра.
- Бухгалтер.
- Копирайтер.
- Программист.
- SMM-менеджер и прочее.
То есть это должен быть не тяжелый физический труд, предлагающий относительно комфортные условия в спокойной обстановке. В компаниях, где высокая ССЧ, от 100 человек, имеется установленная квота на приме таких сотрудников. Количество в штате должно быть 2-4%. Но вредные условия исключаются, т.к. это запрещено ТК РФ.
Обратите внимание! Все условия, которые необходимо создать для инвалида 2 группе отображены в ИПР, предоставленной соискателем.
Какие документы требуются для приема на работу инвалидов 2 группы
Трудоустройство этой категории сотрудников регламентировано Трудовым Кодексом. В статье 65 указывается перечень документации, которую работодатель вправе запросить при приеме на работу:
- Паспорт гражданина.
- Трудовая книжка, которая сегодня может быть в электронном и бумажном виде.
- СНИЛС.
Список данных документов обязательный. Помимо него работодатель может затребовать и дополнительную документацию. Например для педагогов это может справка об отсутствии судимости. В общем, исходить нужно из особенностей занимаемой должности.
А вот требование документов, которые будут свидетельствовать о состоянии здоровья соискателя, запрещено. Единственное исключение, должности с вредными и опасными факторами.
Работник имеет право по своей инициативе предъявить работодателю документы, которые подтверждают статус инвалида 2 группы. Это могут быть следующие бумаги:
- Справка об инвалидности с указанием присвоенной группы. Документ выдается на один год данной категории граждан.
- Индивидуальная программа реабилитации. В этом документе описаны ограничения, а также указаны требования к условиям труда.
Если организация не может организовать специальные рабочие места, то кандидату отказывают в приеме на работу. Но если соискатель приходит с направлением из ЦЗН, или через аналогичный портал, то отнеситесь к вопросу серьезно. Вам предстоит дать обоснованные причины отказа. Иначе вас обвинят в дискриминации, и привлекут к ответственности по Административному Кодексу.
Одно из важных условий – разрешенный график работы. Для инвалидов II группы предусмотрена продолжительность рабочей недели не более 35 часов. Но размер оклада устанавливается стандартный. В случае предоставления ИПР, условия прописаны в ней: а именно, максимальное количество рабочих часов. Также не забывайте, что необходимо предоставить и дополнительные компенсации: удлиненная продолжительность оплачиваемого отпуска, ограничения по привлечению к сверхурочной работе, и прочие нюансы.